В этом году Министерство просвещения масштабно пересматривает список профессий и специальностей, по которым проходит обучение в учреждениях среднего профессионального образования. Пересмотр перечня профессий, которые можно получить в колледже или техникуме – закономерное явление, так как развитие науки, техники и промышленности не стоит на месте, а бурно развивается. Повсеместно активно внедряются технологии роботостроения, 3D, VR и пр.

Однако после интервью министра просвещения Ольги Васильевой СМИ взорвались заголовками об исчезновении более ста профессий, включая таких распространенных, как автомеханик, электромонтер или мастер шиномонтажной мастерской . Чтобы понять, правильно ли журналисты поняли и трактовали слова министра, необходимо заглянуть в сам документ – «Проект актуализированных перечней профессий, специальностей и квалификаций, по которым осуществляется подготовка по образовательным программам СПО». Из него мы узнаем, почему появилась такая «страшная» цифра профессий, которым обещают сокращение. Итак:

  1. Часть профессий действительно будут исключены по причине устаревшего профиля и невостребованности в связи с развитием новых технологий. Например, монтажник оборудования радио- и телефонной связи. Однако многих из них тут же заменят более современными, например, вместо специальности «Компьютерные системы и комплексы» появится «Интеллектуальные интегрированные системы», радиооператор теперь станет монтажником оборудования мобильной связи, а электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания так вообще станет иннсталлятором средств связи и телекомумуникаций.
  2. Часть профессий попадают под сокращение только по причине дублирования, то есть упраздняются только их названия. Например, «Автомеханик» будет удален из Перечня, но сама по себе профессия останется в своем втором варианте названия – «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».
  3. Некоторые специальности не упраздняются, а переходят из колледжей и техникумов в сферу профессионального образования, поэтому их исключают из Перечня. Но люди смогут обучаться и работать по этим направлениям, просто нужно будет поступать в другие учебные заведения. Это случится с очень длинным списком специальностей. Например: мастер шиномонтажной мастерской; официант, бармен; парикмахер; бортпроводник судовой; повар судовой; флористика; ритуальный сервис; изготовитель эмалированной посуды; изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий; сборщик обуви; вышивальщица; оператор прядильного производства; ткач; оператор вязально-швейного оборудования; прессовщик изделий из пластмасс; оператор в производстве шин; аппаратчик-оператор нефтехимического производства; мастер по обслуживанию магистральных трубопроводов и многие другие.
  4. Часть профессий просто объединяются под одним, более общим названием из-за совпадения общепрофессиональных дисциплин. Например, мастер производства молочной продукции, изготовитель мороженого, переработчик скота и мяса, обработчик птицы и кроликов, оператор процессов колбасного производства, обработчик рыбы и морепродуктов объединены в одну, и профессия названа – «Аппаратчик-оператор производства продуктов питания животного происхождения». А закройщик, портной, оператор швейного оборудования и модистка головных уборов будут называться «Мастер по ремонту и индивидуальному пошиву швейных изделий». Таким образом, мы видим численное сокращение лишь названий, при этом сама суть профессии не отменяется и не исключается из Перечня доступных в сузах.
  5. Некоторые названия профессий просто подвергнутся модернизации, поэтому их нельзя будет найти под старыми названиями в новом учебном году 2020 года. Например, рыбовод станет «Мастером по водным биоресурсам и аквакультуре», а рыбак прибрежного лова «Матросом на судах рыбопромыслового флота».

Профессиональное образование доступно не только в колледжах и техникумах. Многие рабочие профессии можно получить на курсах в центре дополнительного образования. Звоните нам, если вам нужно обучение, профпереподготовка или повышение квалификации.